Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [9]
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Совершенствуем навыки чтения

         Оптимальное чтение. Как показали исследования, оптимальный темп разговорной речи – это темп от 120 до 150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учениками. 
        Если скорость чтения будет повышена, например если ученик будет читать в темпе скороговорки (со скоростью 180 и более слов в минуту), то, естественно, понимание текста при этом ухудшается. 
         Ухудшается понимание текста и при пониженной скорости чтения. Если скорость чтения гораздо ниже оптимальной (до 120 слов в минуту), ребёнок будет испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий. Ему будет неинтересно на уроках, он будет неусидчив, он не будет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мука.
         По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов. Скорость чтения является самым важным фактором.
        Зачем необходимо оптимальное чтение. Существуют другие аспекты в пользу совершенствования техники чтения.
       Аспект обучения. Даже самые талантливые, творческие учителя ничем не смогут помочь ребёнку получить качественное образование, если у него пониженная скорость чтения. Ученик обречён на неуспеваемость…
       Аспект развития. Быстро обычно читают те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность.
       Аспект воспитания. Без сомнения, чтение художественных произведений благотворно влияет на развитие в человеке высоких нравственных начал. Также исследователи установили, что если в классе большинство учеников читают плохо, то к 6-ому классу в нём может прочно укорениться психология троечника. Это пагубная психология: она приводит к явлению психологического заражения, подчиняя себе всё большее количество учеников.
      Экономический аспект. Высокая образованность, а значит хорошая работа в перспективе, невозможна без высокой техники чтения. Пример. В Соединённых Штатах на многих предприятиях не принимают на руководящую работу, если специалист имеет скорость чтения ниже 400 слов в минуту. Считается, что при низкой скорости чтения он просто утонет в потоке бумаг.
       Что делать? Дети, родители, педагоги должны стремиться к тому, чтобы в конце начального обучения, большинство учеников имели скорость чтения не ниже 120 слов в минуту. По данным исследователей, в среднем звене отличником становится тот ученик, у которого в конце обучения в начальной школе скорость чтения была 130-170 слов в минуту. Те, кто стал хорошистами, имеют скорость чтения от 100 до 140 слов в минуту. Троечники имеют скорость чтения 80-90 слов в минуту. Таким образом, наблюдается закономерность. В среднем она выглядит так:
  «5» - 150
  «4» - 120
  «3» - 90
       Разумеется, разные дети имеют разный темперамент, что влияет на обучение чтению. Тем не менее установлено, что большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Тогда возникает вопрос, как добиться этой скорости – скорости оптимальной, какие резервы обучения можно использовать?
      Как добиться оптимальной скорости чтения? Существует восемь резервов обучения чтению.
      Жужжащее чтение. Это такое чтение, когда несколько человек читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью.
     Ежеурочные пятиминутки чтения. Любой урок – будь то чтение, музыка, рисование, математика – начинается с того, что дети в течение 5 минут в режиме жужжащего чтения читают книгу.
    Чтение перед сном. Последние события фиксируются эмоциональной памятью.
     Режим щадящего чтения необходим, если ребёнок не любит читать. Это такой режим, когда ребёнок прочитает несколько строк и получает кратковременный отдых (рассматривает картинки, рисует..). Затем снова читает несколько строк…
      Многочисленные эксперименты показывают, что даже в 5-7 классах можно приобщить ребёнка к чтению, соблюдая известные рекомендации.
      Развитие оперативной памяти. Работать над оперативной памятью можно при помощи зрительных диктантов (сначала ребёнку предлагаются короткие предложения, которые он должен запомнить, потом длиннее…; одни и те же предложения предлагаются много раз). Здесь взрослые должны спокойно реагировать на ошибки детей, без раздражения, доброжелательно.
      Многократное чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.
      Стимулирование. Изо дня в день читать текст и записывать, сколько слов прочитано и, допустим, через неделю, посмотреть, сколько слов было прочитано раньше. Здесь необходимо возбуждать у ребёнка положительные эмоции, даже если на первых порах у него нет успехов.
      Необходимо отметить, что важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Поэтому, чтобы освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определённые промежутки времени проводить небольшие по объёму упражнения. Особенно это касается летнего чтения учащихся.
Здесь очень важна помощь родителей.
      Что же зачастую можно наблюдать во многих семьях? Мама усаживает сына, который плохо читает, за книгу и говорит следующее: «Прочитай это. Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи». Для человека с низкой техникой чтения это трудная работа. Мама допускает серьёзную педагогическую ошибку, подавляя у ребёнка желание читать. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась несколькими порциями по 5-10 минут. Небольшой абзац прочитывается и пересказывается его содержание. Через час-два ещё одна порция. Перед сном ещё одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировки в течение часа-полутора за один приём.  
       Таким образом, ученик достигнет высоких результатов в чтении при систематичности работы учителей и эффективной помощи родителей.
                                                                 С уважением Т.В.
Категория: Мои статьи | Добавил: учитель (15.07.2011)
Просмотров: 2886 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz