Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [428]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Мои файлы

Основы внимания в школе
17.07.2011, 15:44

1.Надо хотеть быть внимательным!

2.Нельзя быть внимательным без перерыва одинаково в течение всех 45 минут урока. Наше внимание всегда колеблется – то оно слабое, то сильное. Поэтому и на уроке, если ты хочешь быть внимательным в самые важные моменты, когда учитель объясняет самое важное, ты должен на короткое время «уменьшить» своё внимание в те моменты, когда объяснения менее важны. Это не значит, что сразу нужно начать болтать или думать о чём-то постороннем, нет! Но можно исправить что-нибудь в тетради, посмотреть на кого-нибудь в классе, не уходя от темы урока. Таким способом, попеременно немного ослабляя и усиливая внимание, его можно удержать в течение всего урока. 

3.Используй перемены! Перемены даются для того, чтобы прыгать, скакать, бегать, кричать, играть (конечно, соблюдая правила «дорожного движения» в школе). Но не сидеть за партами, не стоять у стены! Движение! Движение!


На что учитель обращает внимание при ответе ученика?

1.Правильность и осознанность ответа (ты понимаешь, о чём говоришь); 

2.Полноту раскрытия понятий (ты знаешь все термины);  

3.Точность употребления научных терминов (ты употребляешь эти термины именно там, где нужно);

4.Сформированность общеучебных умений (умение работать с текстом, учебником, картами и т.д.);

5.Умение правильно и логично мыслить (тебя нельзя заподозрить в глупости);

6.Самостоятельность ответа (ты отвечаешь сам, а не с помощью самого учителя и всего класса); 

7.Речевую грамотность (учитель понимает, что именно ты хотел сказать)


Как эффективно воспринимать информацию?

1.Помни о своих сильных сторонах (подумайте, как вы прежде всего воспринимаете информацию). 
  Система А (восприятие информации через зрение: человек употребляет слова «видеть, рассматривать, с моей точки зрения, ярко, смутно»); 
  Система Б (восприятие информации через слух: человек употребляет слова «слышать, звучать, я вас слушаю, тихо»); 
  Система В (восприятие информации через ощущения тела: человек употребляет слова «чувствую, остро ощущаю, схватываю суть проблемы, скованно, свободно»).

 - Если ты относишься к типу А, старайся больше читать, рассматривать схемы, таблицы, иллюстрации, пытаясь запомнить нужную информацию. Главный источник информации для тебя – учебник или тетрадь.

 - Если ты относишься к типу Б, старайся проговаривать то, что ты учишь, вслух, попроси маму или товарища объяснить непонятный материал. Главный источник информации для тебя – внимательное прослушивание учителя во время урока.

 - Если ты относишься к типу В, старайся не просто учить материал, а каким-то образом работать с ним (самостоятельно составляй таблицы, схемы, записывай кратко главные мысли – веди конспект, работай с картами и т.д.). Главный источник информации для тебя – твои собственные записи и всё сделанное своими руками.  

2.Учитывай то, к какому типу относятся твои учителя.
 
 - Если учитель относится к типу А, то такой учитель ценит правильное и красивое ведение тетради, чёткость изложения в ней материала. Если ты отвечаешь устно, не забывай иллюстрировать свой ответ на доске.
 - Если учитель относится к типу Б, внимательно следи за своей речью. Она должна быть развитой, грамотной, логичной.
 - Если учитель относится к типу В, внимательно наблюдай за его мимикой и жестами, часто в них содержится важная информация.


Как запомнить самое сложное?

Особый путь зубрёжки (применяется для запоминания наиболее важных и трудных фрагментов)

1.Повтори фразу, которую надо запомнить, про себя.
2.Подожди 1 секунду и повтори снова.
3.Подожди 2 секунды и повтори снова.
4.Подожди 4 секунды и повтори снова.
  Ожидание – это особое состояние. Удержание информации в этом состоянии не даёт ей выскочить, она связывается с другими понятиями в нашей голове. 
5.Повтори фразу через 10 минут.
6.Для уверенного запоминания повтори через 2 – 3 часа. 
7.При необходимости повтори через 1 – 2 месяца…

Как выделять главное?

  Каждый день вы слушаете на уроках учителя и учите дома по учебникам новый материал. В нём есть мысли главные и второстепенные. Запоминать нужно только главные. Их необходимо выделять в каждом тексте. Быстро овладеть этим умением вам поможет правило:

Учитесь выделять главное!

1.Внимательно прочитай текст.

2.Подумай, о чём (или о ком) говорится в этом тексте.

3.Что говорится об этом.

4.Раздели текст на законченные части.

5.Какие слова являются самыми важными в каждой части? Назовём их главными, ключевыми. Без каких слов можно обойтись? Назовём их второстепенными.  

6.С помощью ключевых слов сформулируй главные мысли. Главные мысли повтори вслух.

Элементы системного подхода

1. Не существует понятий, которые бы не входили в какую-нибудь систему.
2. Старайся каждое новое, усваиваемое на уроке понятие соотносить с уже известными тебе, то есть составлять систему взаимосвязи понятий.


Как правильно сравнивать?

1.Установи цель сравнения (для чего, зачем ты сравниваешь, что нового ты хочешь узнать).
2.Проверь, знаешь ли ты материал про объекты, которые будешь сравнивать.
3.Выдели главные признаки, по которым будешь сравнивать.
4.Найди отличие и (или) сходство.
5.Сделай вывод из сравнения (ответь на вопрос, что нового ты узнал).


Как правильно обобщать?

1.Выделить существенные признаки данного понятия, предмета, явления (общие, постоянные, малоизменяющиеся).
При этом всегда помните о важных категориях: происхождение предмета, его назначение.
2.Выделить несущественные признаки данного понятия, предмета, явления (единичные, изменяющиеся, отличающие один объект от другого).
Среди несущественных признаков могут оказаться индивидуальные отличия: цвет, изношенность, особые приметы.
3.Найти самый главный существенный (важный) признак.
4.Подвести понятия, предметы, явления под общую категорию, то есть найти такое определение, под которое подпадают все эти предметы или явления.


Как правильно учить стихотворения?

1. Начни учить стихотворение за три дня до того, как предстоит читать его в классе.
2. Прочитай стихотворение целиком два раза (не больше) вслух. Затем постарайся представить себе то, о чём автор пишет в стихотворении (нарисуй мысленно картинку).
3. Если ты учишь очень сложное стихотворение, то после выполнения пункта 2 перепиши его целиком в тетрадь – лучше и быстрее выучишь.
4. Если в стихотворении есть неизвестные тебе слова, узнай их значение в энциклопедии или у взрослых. 
5. Первым делом постарайся запомнить все основные мысли, все важнейшие моменты действия стихотворения.
6. Сделай перерыв на несколько минут.
7. Повтори по памяти вслух целое стихотворение. Скорее всего, тебе то и дело придётся заглядывать в книжку. Это не страшно. Таким образом повтори стихотворение два или три раза, обращая при этом внимание на те места, которые хуже запоминаются. Отложи книжку в сторону.
8. Если стихотворение не очень большое, но сложное для запоминания, можно использовать мнемотехнику. 
  Мнемотехника – приёмы, облегчающие запоминание. Ты ведь без труда расскажешь о том, какие цвета составляют радугу? (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан). Фраза, которой ты воспользовался, и есть мнемонический приём.
  С помощью мнемотехники можно запоминать и стихи, для чего каждое слово стихотворения нужно отразить в небольшом рисунке. Посмотрев на все рисунки по порядку, ты без труда воспроизведёшь стихотворение.
9. В тот же день вечером после того, как сделал уроки, прочитай стихотворение вслух ещё раз.
10.На следующий день снова прочитай стихотворение и повторяй его по строфам таким образом: выучив вторую строфу, повтори её вместе с первой, выучив третью, повтори её вместе с первой и второй и так далее.
11.На третий день утром перед выходом в школу повтори всё стихотворение вслух.
12.Мало просто выучить стихотворение. Надо научиться его красиво рассказывать, т.е. декламировать.
  Декламация – искусство красиво и выразительно рассказывать тексты (стихи, прозаические произведения). Для правильной декламации важно умение владеть своим голосом. Главное здесь – ясность и чёткость.
13.Важна поза. Стой спокойно, но свободно, не раскачивайся, не перебирай ногами. Придумай, куда деть руки. Смотри прямо перед собой, держи взгляд чуть выше голов слушателей.
14.Важно хорошо знать стихотворение, иначе хорошего выступления не получится.
15.Обрати внимание на чёткое произношение.
16.Некоторые слова в стихотворении нужно произносить тихо, а другие громко, т.е. голосом нужно управлять, изменять в зависимости от содержания и настроения стиха. Обязательно продумай, какие места стихотворения как читать.
17.Следи за дыханием. 

18.Старайся читать выразительно и эмоционально.

Как правильно писать сочинения?

Например, в понедельник учитель дал задание написать сочинение к четвергу.

1.Первый день – свободное размышление: о чём будешь писать?
  Сразу же, вернувшись из школы домой, возьми листок бумаги, карандаш и немного (минут десять) посиди и подумай, о чём хочешь написать в сочинении; запиши на листочке свои собственные мысли по теме сочинения, не соблюдая порядка, можно сокращённо, без пунктов.  
  Попробуй найти, прочитать, осмыслить критическую литературу по теме. Выбери цитаты, которые понадобятся тебе в работе над сочинением.

2.Второй день – план сочинения.
  На следующий день, во вторник, на листочке бумаги или в тетради составь план сочинения по пунктам: о чём писать во вступлении, в основной части, в заключении. Используй при этом вчерашние записи, где уже изложены твои мысли.

3.Третий день – написание сочинения. 
  На третий день, т.е. в среду, пишешь сочинение! Постарайся сесть писать сочинение тогда, когда чувствуешь себя отдохнувшим. Хорошо бы перед началом работы сделать лёгкую гимнастику. 
  (Ни в коем случае не списывай из критических статей, чужих работ – учитель это обязательно увидит!)


Как решать задачу?

1.Внимательно ознакомься с условиями задачи и чётко выясни цель, сформулированную в вопросе.
2.Выдели из содержания самые важные, самые существенные моменты.
3.Попытайся в общем понять, как ты будешь решать задачу – составь общую схему решения.
4.Обдумай частные операции, действия. Если задача сложная, можешь составить план её решения.
5.Реши задачу на черновике.
6.Сравни полученный результат с условиями задачи, проверь, отвечает ли он на вопрос задачи.
7.Если между условием и решением наблюдается полное соответствие – то задача решена. Можешь оформить её в тетради.
8.Если соответствия нет – начинай все действия заново.

Комбинированный метод при подготовке устных домашних заданий

1.Прочитай сначала весь параграф целиком.
2.Прочитай весь параграф второй раз, подчёркивая карандашом (так, чтобы потом можно было стереть), самые важные слова и понятия.
3.Составь план параграфа.
4.Возьми атлас или нарисуй что-нибудь по данной теме, или рассмотри фотографию.
5.Перескажи содержание параграфа сначала с учебником или планом в руке, а затем отложи их в сторону. Обрати внимание, что пересказ второй части следует начинать с повторения концовки первой части и т.д.
6.Не заглядывая больше ни в учебник, ни в план, перескажи весь параграф целиком.
  Если пересказ получается плохо, перечитай заданный параграф и составленный тобою план и отложи пересказ на время после отдыха.
  Выполнение всех этих шести пунктов займёт у тебя значительно меньше времени, чем зубрёжка.

7.Если домашнее задание содержит вопрос, то, ознакомившись с содержанием параграфа, следует задуматься над ответом на этот вопрос, подчеркнуть в тексте упражнения, подтверждающие правильный ответ. 

Как готовиться к ответу у доски?

1.Выучи урок.
2.Почаще тренируй дома ответ у доски с жестами уверенности.
3.Продумай мысленно свой ответ во всех подробностях (представь все сложные ситуации и варианты их решений, но только после того, как урок выучен).
4.Можно приготовить для ответа «изюминку», интересный факт.
5.Подумай, какую отметку ты можешь получить.


Как выходить к доске для устного ответа?

1.Иди медленно, спокойно.
2.Настройся на ответ 
3.Старайся держаться как можно увереннее.
4.Дыши правильно (глубоко, вдох короче выдоха в два раза)
5.Следи за жестами, мимикой.
6.При ответе можешь зажать в кулаке монетку.
7.Формулируй для себя цель ответа – о чём ты должен рассказать.
8.Улыбайся.
9.Не бойся ошибиться. 

   
Решение возможных неожиданностей во время ответа

1.Ты забыл, о чём говорить. Не теряй голову. Повтори последнюю фразу – сначала дословно, а затем своими словами, а затем своими словами. Теперь вспомни план – к чему это относилось? Продолжай ответ. Если не вспомнил, ответ лучше прекратить. Можно попросить учителя напомнить материал.
Дома проанализируй произошедшее.
2.Ты оговорился, а все засмеялись. Посмейся вместе со всеми.
3.Ты оговорился, но никто не заметил. Продолжай дальше.
4.Учитель в резкой и неприятной форме перебивает тебя. Тебя обидели – старайся этого не показать. Сосредоточь своё внимание на ответе. Отвечай чётко и коротко.
5.Тебя не слушают. Не воспринимай это как личное оскорбление. Продолжай отвечать.
6.Тебя специально пытаются разозлить. Постарайся не огрызаться и не хамить. Покажи, что это глупая шутка и она тебя не трогает.
7.Задали дополнительный вопрос. Не пугайся. Не торопись с ответом. Вспомни, к какой части плана относится вопрос. Постарайся сформулировать ответ в уме.
8.Ты забыл о чём-то упомянуть. Закончи говорить о том, о чём начал, и лишь затем дополни. Лучше сказать: «Вернёмся к..», «Кроме того...».
9.Учитель поставил более низкую отметку, чем ты ожидал. Не вступай в спор. После урока подойди к учителю и скажи, что расстроился, попроси указать на ошибки, чтобы не допустить их в другой раз (учитель обязательно оценит стремление ученика хорошо учиться).


Как правильно отдыхать?

1.Главный закон отдыха: «Лучше всего мы отдыхаем тогда, когда делаем дела, прямо противоположные тем, которые мы обычно делаем в течение длительного времени. Ещё лучше, если эти противоположные дела доставляют нам удовольствие».

2.Сразу после умственной работы, когда мы немного устали, мышцы работают лучше. В свою очередь, сразу после физических усилий, когда мы немного устали физически, мозг работает лучше. Более того, умственную работу мы выполняем лучше, если мышцы находятся в состоянии лёгкого напряжения (например, сидя на жёстком стуле, а не на мягком кресле).

3.Во время выполнения физической работы мы справимся с ней лучше, если при этом надо о чём-то думать, как-то работать головой.

Категория: Мои файлы | Добавил: учитель | Теги: успех, школа, внимание
Просмотров: 849 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz