Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [428]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Мои файлы

10 класс. Готовимся изучать Ф.М. Достоевского
17.07.2011, 15:21

         «Преступление и наказание» прочно устанавливает характерную форму Достоевского. Это первый у него философский роман на уголовной основе. Это одновременно и типичный психопатологический, с весьма заметными следами полицейского романа-фельетона и «чёрного», или мрачно-авантюрного, романа английской школы.
        Но это прежде всего, как и первое произведение Достоевского, роман социальный, ставящий в гущу событий и под огонь диалектики большие и больные темы современной политической минуты…
        Длительный и углублённый самоанализ Раскольникова, его диспуты с Порфирием, Свидригайловым, Соней среди беспрерывной игры убийцы с полицейской и следственной властью – такова развёрнутая ткань «Преступления и наказания».
        Высокое искусство романиста сказалось в органическом сплетении этой основы с острейшими темами современной публицистики, превратившими уголовный роман в грандиозную социальную эпопею…
        Весь обширный роман сосредоточен на единой теме, пронизывающий его сквозным действием. Всё связано с центром и очерчено единым кругом. С первых же абзацев романа читатель узнаёт, что готовится убийство. На протяжении шести глав он весь во власти идеологических мотивов преступления и материальных приёмов подготовки к нему. Сейчас же после убийства открывается сложнейшая по своему психологическому драматизму внутренняя борьба Раскольникова со своим замыслом, своей теорией, своей совестью и внешняя – с властью в лице сильнейшего противника Порфирия Петровича и отчасти полицейского. В драму убийцы постепенно втягиваются окружающие, перед которыми он либо сам раскрывает свою тайну (Разумихин, Соня, Дуня), либо не в состоянии её скрыть (Заметов, Свидригайлов, Порфирий Петрович). Три беседы со следователем – шедевр интеллектуального единоборства. Точное «психологическое» кольцо, которое невидимо и уверенно с первых же дней после убийства начинает очерчивать вокруг Раскольникова его неотразимый соперник в диалектике, уверенно и точно смыкается в грозовой вечер их последней, столь успокоительной по зачину беседы. Раскольникову остаётся только покориться логическому воздействию Порфирия и моральному влиянию Сони – он приносит повинную.
      Линия развития драмы нигде не прерывается и не переламывается побочными эпизодами. Всё служит единому действию, оттеняя и углубляя его. Трагедия семейства Мармеладовых является сильнейшим аргументом к теории и действию Раскольникова, как возникающий из письма матери «свидригайловский» мотив в судьбе сестры (власть над бедной девушкой её хозяина), вскоре получающий в романе полное и глубокое развитие. Образ
Свидригайлова отнюдь не представляет собой самостоятельного вводного эпизода, он замечательно освещает судьбу и личность главного героя…
        Характерность персонажей тонко передаётся Достоевским и в речевых особенностях каждого. Иннокентий Анненский верно отметил стилистическую «канцелярщину» Лужина, ироническую небрежность Свидригайлова и восторженную фигурность Разумихина. Нетрудно также уловить саркастическую деловитость правоведа Порфирия и деланную вежливость чиновничьей речи Мармеладова, обильно уснащённой церковными славянизмами для выразительной живописи потрясающей истории его грехопадений и страданий. Если не самый словарь, то «словесный жест», интонационная система героев выявлены в романе с неизгладимым своеобразием.
       Рядом с образцами портрета и жанра роман даёт шедевры городского пейзажа в описании «серединных улиц» столицы с их зловонием и пылью, деловым и ремесленным населением, распивочными и всякими иными низкопробными «заведениями»…
        В «Преступлении и наказании» внутренняя драма своеобразным приёмом вынесена на людные улицы и площади Петербурга. Действие всё время перебрасывается из узких и низких комнат в столичные кварталы. На улице Соня приносит себя в жертву, здесь падает замертво Мармеладов, на мостовой истекает кровью Катерина Ивановна, на проспекте перед каланчой застреливается Свидригайлов, на Сенной площади пытается всенародно покаяться Раскольников. Многоэтажные дома, узкие переулки, пыльные скверы и горбатые мосты – вся сложная конструкция большого города середины столетия вырастает тяжеловесной и неумолимой громадой над мечтателем о безграничных правах и возможностях одинокого интеллекта. Петербург неотделим от личной драмы Раскольникова: он является той тканью, по которой рисует свои узоры его жестокая диалектика…
       При этой сложности внутренней тематики совершенно изумителен по своей цельности и полноте основной тон повествования. Он словно вбирает в себя все интонации и оттенки отдельных сцен и образов – столь разнородные мотивы Сони, Свидригайлова, Раскольникова, Мармеладова, старухи, - чтобы слить их воедино и постоянным возвращением к этим господствующим и сменяющимся темам сообщить роману как бы некоторое симфоническое звучание современного Петербурга, сливающее огромное многоголосие его подавленных рыданий и возмущённых воплей в единое и мощное целое раскольниковской трагедии.

                        Обзор романа Ф. М. Достоевского «Идиот».
   
                                          Смысл названия.
  Смысл романа в широком изображении противоречий русской пореформенной жизни, всеобщего разлада, потери «приличия», «благовидности», разгула цинизма. 
  Сила романа в художественном использовании контраста между выработанными человечеством за многие века идеальными духовными ценностями, представлениями о добре и красоте поступков, с одной стороны, и подлинными сложившимися отношениями между людьми, основанными на деньгах, расчёте, предрассудках, - с другой.
  Сохраняя это резкое, как во всякой притче, противопоставление идеального и сущего, Достоевский осветил всю казуистику доводов от разума и чувства, к которым прибегают люди порочного мира, чтобы оправдать свои поступки. Ведь по-своему искренен в своей полуживотной любви к Настасье Филипповне и Рогожин. Никаких сомнений нет у Тоцкого в своих поступках. Как и все, стремится к богатству, преуспеянию в жизни духовно ничтожный Ганя Иволгин.
  Но и князь – Христос не смог предложить взамен порочной, продажной любви – другой, действенной любви, лживым настроениям и взглядам – убедительные решения: как жить и каким путём идти. В сущности, князь капитулировал перед жизнью.
  В романе «Идиот» есть «попытка изобразить тип человека, достигшего полного нравственного и духовного равновесия…». Это стремление к совершенству, гармонии существует в сознании людей непрерывно, «переходит от одного поколения к другому, наполняя собой содержание истории». 
  Роман не надо судить по мелким сюжетным ситуациям, а надо судить, исходя из общего замысла.. Вопрос о совершенствовании человечества – вечный, он ставится всеми поколениями, он – «содержание истории».
  Но вовсе не целиком можно согласиться с тем, как воплощена эта идея нравственного совершенства в образе Мышкина. Можно подметить односторонность, схематизм образа. 
  Произведение испестрено «пятнами»; иногда оно раскрывает глубины жизни, иногда лишь скользит по ней. «С одной стороны, у него являются лица, полные жизни и правды, с другой – какие-то загадочные и словно во сне мечущиеся марионетки, сделанные руками, дрожащими от гнева» (Щедрин).
   
                                   Роман о прекрасном человеке.

  Роман «Идиот» создавался Достоевским в 1867-1869 годах, вдали от родины, в Швейцарии и Италии, где писатель бесконечно тосковал по России, русским лицам, русским книгам, русским «заботам». 
  Работа над новым произведением складывалась мучительно сложно. Роман претерпел две редакции, во многом существенно отличные: более всего изменения коснулись главного героя. В первой редакции он был весьма близок к бунтарю и парадоксалисту Раскольникову. Это «широкий» человек, не могущий ни на чём определённом остановиться, которому «всё не по мерке, всё теснит…». Но постепенно всё чаще появляются записи, рисующие «смиренные», «тихие» черты героя будущего романа…
  В центре нового романа Достоевский ставит героя идеального и правдоискателя. «Давно уже мучила меня одна мысль…- изобразить вполне прекрасного человека».  
  Создавая образ идеального героя, писатель обратился к огромному опыту мировой литературы: в поле внимания Достоевского Дон-Кихот Сервантеса, Бедный рыцарь Пушкина, Жан Вальжан Гюго.
  В романе Достоевский предпринял грандиозную попытку художественно изобразить высшее понимание идеала и личности.
  Подвиг князя – не «жертва», не вынужденное какими-либо мотивами самозаклание, а исходит из сути его натуры, свершается сознательно и естественно. 
  Жестокой и человеконенавистнической мещанской морали противопоставлена человеколюбивая этика князя, в которой основное – сострадание, прощение, милосердие. 
  Мышкин не ходячая проповедь, а живой человек, мучающийся теми же сомнениями и тревогами, что и другие люди нового, железного века. Рассказы князя о смертной казни, переживаниях и последних думах приговорённых к ней, о вечном и ужасном надругательстве над человеком полны грусти и боли и несут отрицание всего уклада жизни современного общества, как западного, так и русского. «Убивать за убийство, - говорит Мышкин, - несоразмерно большее наказание, чем само преступление. Убийство по приговору несоразмерно ужаснее, чем убийство разбойничье». 
  Из Швейцарии, где он был счастлив и спокоен, возвращается Лев Николаевич Мышкин, обедневший князь из древнего рода, упомянутого в «Истории» Карамзина, в Россию по неотложным делам, связанным с наследством. Внешне идеальный герой Достоевского бледен и болезнен; лицо как бы лишено красок, бесцветно. Нелепо выглядят «штиблеты», вызывая смех «случайных» дорожных спутников. А вся его «суть», по ироническому замечанию Рогожина, заключена в небольшом узелке. Тихий голос князя, подкупающие откровенность и чистосердечие, радушная готовность удовлетворить любопытство каждого, то особенное внимание, с каким он слушает рассказы других, располагают самых разных собеседников.

                                   Христианские мотивы в романе.

  Роман «Идиот» Достоевский задумал как продолжение «Преступления и наказания». Главным героем его является «обновлённый Раскольников», «исцелившийся» от гордыни человек, князь Мышкин, носитель «положительно-прекрасного» идеала. Не случайно в рукописи он называется иногда «князем-Христом». Роман «Идиот» - драматический эксперимент писателя над дорогой для него идеей. Разумеется, Мышкин – не Христос, а простой смертный человек, но из числа тех, избранных, кто напряжённым духовным усилием сумел приблизиться к этому сияющему идеалу, кто глубоко носит его в сердце своём. 
  Конечно, знак равенства Мышкин-Христос условный. Мышкин – обыкновенный человек. Но смысл приравнять героя к Христу есть: полная нравственная чистота сближает их. И внешне автор их сблизил: князь Мышкин в возрасте Христа, каким он изображается в Евангелии, ему 27, он бледный с впалыми щеками, с лёгонькой, востренькой бородкой. Глаза его большие, пристальные. Вся манера поведения, разговора, всепрощающая душевность, огромная проницательность, лишённая всякого корыстолюбия и эгоизма – всё это имеет печать идеальности.
  Таким образом, Мышкин задуман как человек, предельно приблизившийся к идеалу Христа. Задуман дерзкий эксперимент: как выглядит современный мир, если мерить меркой Христовой проповеди, столь желанной для избавления от зла. Поэтому у князя Мышкина в романе особая миссия. По замыслу автора он призван исцелять поражённые эгоизмом души людей. Как христианство пустило корни в мире через проповедь двенадцати апостолов, так и Мышкин должен возродить в мире утраченную веру в высшее добро. Своим приходом и деятельным участием в судьбах людей он должен вызвать чувство добра, справедливости, продемонстрировать исцеляющую силу христианской идеи.
   
               Темы, которые необходимо обдумать при анализе романа. 

  -Мифология в романе. Символика фамилий в романе.
  -Личность и судьба князя Мышкина.
  -История любви князя Мышкина к Настасье Филипповне.
  -Психологические мотивы в романе.
  -Роль Рогожина в раскрытии образа князя Мышкина.
  -Женские образы в романе.
  -Ритуальные сцены в «Идиоте» (статьи В. Н. Топорова, 
  Е.Курганова). 

Категория: Мои файлы | Добавил: учитель | Теги: Ф.М.Достоевский, критика
Просмотров: 2014 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz