Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [428]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Мои файлы

9 класс. Статья С.М.Петрова об А.С.Пушкине
17.07.2011, 20:53

   В детстве входит в нашу жизнь весёлое и звучное имя – Пушкин, и до конца жизни сопровождает нас великий поэт как верный друг, воспитатель доброго и прекрасного в человеке.
  Пушкин был певцом и вдохновителем освободительного движения своего времени: как поэт, свою заслугу перед народом он видел в том, что будил «чувства добрые» и в свой «жестокий век» восславил свободу. Вся деятельность великого поэта, его понимание поэзии проникнуты идеей служения искусства жизни. Поэт должен, подобно пророку, «глаголом жечь сердца людей» и вместе с тем быть провидцем, проникающим в тайны души человеческой.
  Всегда требуя от творца художественного совершенства, Пушкин, сам в высшей степени взыскательный художник, считал, что «истинную жизнь» произведению даёт мысль, идея. 
  Пушкин отстаивал независимость поэта, не желая идти навстречу требованиям светского общества, видевшего в литературе средство для нравоучений в духе верноподданнической морали. По рассказу современника, «Пушкин терпеть не мог, когда с ним говорили о стихах его и просили что-нибудь прочесть в большом свете. У княгини Зинаиды Волконской бывали литературные собрания понедельные. На одном из них пристали к Пушкину с просьбою что-нибудь прочесть. В досаде он прочёл «Чернь» и, кончив, с сердцем сказал: «В другой раз не станут просить».
  В этом стихотворении и стихотворении «Поэту» Пушкин провозглашает идею свободы и независимости поэта от «толпы», «черни», понимая под этим словами «светскую чернь», людей, глубоко равнодушных к истинной поэзии.
  Одна из великих заслуг Пушкина состояла в том, что он раньше и глубже своих современников понял ту огромную роль, которую в его время приобрела литература как выражение русской общественной мысли, как фактор духовного развития нации, её просвещения. 
  Поэт негодовал против пренебрежительного отношения к литературе со стороны царского правительства.
  Пушкин настойчиво защищает идею национальной самобытности и народности русской литературы. Под народностью он разумеет отражение «в зеркале поэзии» «особенной физиономии» народа, его «образа мыслей и чувствований», «тьмы обычаев, поверий, привычек, принадлежащих какому-нибудь народу». 
  Начало литературной деятельности Пушкина совпало с развитием новых направлений в русской литературе. Уходил в прошлое классицизм, заканчивалось время сентиментализма; после войны 1812 года начинается расцвет романтизма, родоначальником которого явился поэт В.А.Жуковский.
  Литературно-эстетические взгляды Пушкина складывались и развивались в обстановке острой литературной борьбы и в тесной связи с его творческими исканиями как поэта. Ещё лицеистом Пушкин выступает против защитников литературной старины.
  В южной ссылке Пушкин становится поэтом-романтиком, увлекается Байроном. Он приветствует защиту Вяземским романтической поэзии.
  В Михайловском, в процессе работы над «Борисом Годуновым», у Пушкина возникает понятие «истинного романтизма». Совсем недавно называвший себя в шутку разбойником-романтиком, Пушкин начинает критически переоценивать романтизм и влиянию Байрона противопоставляет влияние Шекспира. Романтики в глазах Пушкина вовсе не были так свободны, как это им представлялось; так, они исключали из сферы поэзии всё обыденное, повседневное как недостойное искусства. Пушкин всё более склоняется к мысли о том, что все явления жизни достойны внимания поэта. Подлинная свобода творчества для поэта прежде всего и состоит в свободном выборе предметов для поэзии, а главное – в верности жизни. Пушкин сам признаёт себя «поэтом действительности».
  На основе эстетических принципов реализмарасцветает поэтический гений Пушкина, он становится «великим реформатором русской литературы» (В.Г.Белинский).
  Со второй половины 18 века в русской литературе наряду с поэзией ведущее место занимала драматургия, развивавшаяся в эстетических традициях классицизма. Пушкин стремится к созданию реалистической драмы. Пушкина привлекает шекспировский метод «вольного и широкого изображения характеров, небрежного и простого составления типов».
  Вопросы русской литературы Пушкин всегда решал в свете её исторического развития, а также на основе художественного опыта мировой литературы.
  Особый интерес у Пушкина вызывает жанр романа, но свою работу над ним он начинает как поэт, а не как прозаик. В ноябре 1823 года Пушкин писал Вяземскому: «Что касается до моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница».
  Первоначально Пушкин намеревался придать своему роману сатирический характер. Сатирический элемент в изображении провинциального дворянства и высшего дворянского общества в «Евгении Онегине» остался. Но главной целью Пушкина становится воспроизведение в романе широкой картины русской жизни, образов русских людей, современной ему действительности.
  Внимание Пушкина к роману соответствовало общему развитию европейской и потребностям русской литературы.
  Пушкин одним из первых отметил успех романа и повести. В своих творческих исканиях и размышлениях проблема выдвигалась потребностями и самой жизни и литературы. 
  В шестой главе «Евгения Онегина» Пушкин даёт характеристику двух типов романа – классического и романтического, которые равно не удовлетворяют поэта односторонним изображением явлений жизни, приводившим к художественному схематизму.
  Существенная черта современного романа, по мысли Пушкина, - это всестороннее изображение жизни и характера человека в противоречиях его внутреннего мира, в связях с конкретной исторической средой. Конкретным объектом искусства романа являлись, по мнению Пушкина, нравы и характеры.
  Важной задачей русской литературы явилось создание исторического романа.
  Для «Литературной газеты» Пушкин пишет ряд критических статей и заметок, проникнутых стремлением объединить вокруг газеты передовые силы русской литературы. Он выступает как борец за реализм. 
  Пушкин всячески поощрял новые таланты в русской литературе. Он высоко ценил поэзию Баратынского, одобрил песни Кольцова. Постоянную дружескую поддержку Пушкина встречал молодой Гоголь.
  В конце 1835 года Пушкин получил разрешение на издание задуманного им журнала «Современник», первая книга которого вышла в апреле 1836 года. К работе в журнале он привлёк Гоголя, Вяземского, Одоевского. 
  Пушкин навсегда останется великим учителем искусства слова. «…Особенная принадлежность поэзии Пушкина и одно из главнейших преимуществ его перед поэтами прежних школ – полнота, оконченность, выдержанность и стройность создания, - указывал Белинский. – У Пушкина никогда не бывает ничего лишнего, ничего недостающего, но всё в меру, всё на своём месте, конец гармонирует с началом, - и, прочитав его пьесу, чувствуешь, что от неё нечего убавить и к ней нечего прибавить».
  Великие художественные создания Пушкина были плодом не только его гения, его высокой культуры и богатого жизненного опыта, но и упорного труда. Это отметил Лев Толстой.
  В трагедии «Моцарт и Сальери» Пушкин осветил тайны самого процесса художественного творчества.
  Творчество Пушкина завершает процесс развития русской литературы и русского литературного языка 18 – начала 19 столетия. Вместе с тем его гений стоит у истоков русской литературы 19 века. Пушкин – родоначальник новой русской литературы, основоположник русского реализма, создатель русского литературного языка. Плодотворное влияние поэта сказалось во всех областях русской культуры, искусства и литературы. 
 
   
                                                                                           По С.М.Петрову.
   

                               Отрывки из писем, мысли и замечания
 

  Истинный вкус состоит не в безотчётном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности.

  ***
  Однообразность в писателе доказывает односторонность ума, хоть, может быть, и глубокомысленного.
   
  ***
  Вдохновение есть расположение души к живейшему принятию впечатлений и соображению понятий, следственно и объяснению оных. Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии.
   
  ***

  Я не люблю видеть в первобытном нашем языке следы европейского жеманства и французской утончённости. Грубость и простота более ему пристали.

  ***

  Изучение старинных песен, сказок и т.п. необходимо для совершенного знания свойств русского языка. Критики наши напрасно ими презирают

  ***

  Что касается до слога, то чем он проще, тем будет лучше. Главное: истина, искренность. Предмет сам по себе так занимателен, что никаких украшений не требует. Они даже повредили бы ему.  

  ***
  Это уж не ново, это было уже сказано – вот одно из самых обыкновенных обвинений критики. Но всё уже было сказано, все понятия выражены и повторены в течение столетий: что ж из этого следует? Что дух человеческий уже ничего нового не производит? Нет, не станем на него клеветать: разум неистощим в соображении  
понятий, как язык неистощим в соединении слов. Все слова находятся в лексиконе; но книги, поминутно появляющиеся, не суть повторение лексикона. Мысль отдельно никогда ничего нового не представляет; мысли же могут быть разнообразны до бесконечности.  
                                                                                     А.С.Пушкин
Категория: Мои файлы | Добавил: учитель | Теги: литературоведческая статья, Взгляды А.С.Пушкина на литературу
Просмотров: 2541 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz